+7 (495) 744-55-12
многоканальный

24 года
на рынке распространения печатной продукции

Умирающий рынок: куда катится платная пресса.

Умирающий рынок: куда катится платная пресса.

Тиражи платных газет с каждым годом падают все ниже. Всемирно известные издания закрывают печатные версии и уходят в Интернет. Рекламные доходы сокращаются, розничные продажи снижаются. И наступление эпохи Интернета — далеко не единственная причина. Политика властей нацеленна на массовое закрытие киосков с печатной прессой, а финансовая поддержка достается государственным СМИ.  

Британский журнал Time только за три месяца 2013 года сократил штат на 5%. Ряд немецких печатных изданий объявили себя банкротами. Американский еженедельник Newsweek - одно из топовых изданий мира с начала года отказался от бумажной версии и перешел на цифровой формат. В конце прошлого года из-за финансовых проблем была закрыта печатная версия РБК Daily в Санкт-Петербурге. Аудитория ее онлайн-версии уже давно побила рекорд газеты примерно в 3,5 раза. Ряды изданий, испытывающих финансовые трудности пополнила и «Комсомольская правда». Из-за убытков издатель собирается сократить число ежедневных выпусков в регионах, количество сотрудников и снизить им зарплату. Об этом в письме к директорам филиалов «Комсомолки» говорит Владимир Сунгоркин, главред и генеральный директор издательского дома. Служебное письмо попало в общественный доступ и было опубликовано в Интернете. Как выяснилось, издательский дом «Комсомольская правда» несет убытки от телерадионаправления — 250 млн руб в год, столько же теряет на ежедневных выпусках газеты. Закрывать теле и радионаправление руководство ИД не намерено, «так как темпы роста эффективности там таковы, что в течение пяти лет можно выйти на устойчивую прибыль».

Финансовую нестабильность издания сам Сунгоркин связывает с  сокращением розничных сетей и курсом государства на радикальное укрепление государственных СМИ. Последнее привело к усилению конкуренции за читателей газет, давления со стороны бесплатных газет, к увеличению зарплат журналистов и менеджеров.  Все это оказалось не в пользу платных газет в целом и «Комсомолки» в частности. 

Сократить убытки газеты в регионах Сунгоркин намерен за счет отмены выпусков по понедельникам, четвергам и субботам. На новый режим работы газета перейдет с 1 июля. Это позволит сэкономить примерно 25 млн. рублей в год. Ну а еще 50 млн. рублей — планируется получить за счет сокращения штата редакций на треть. В Омске и Ярославле  газета вообще откажется от розничных продаж и перейдет на бесплатное распространение. 

- Для меня не удивительно, что «Комсомольская правда» сокращает количество выпусков издания. Это проблема любой платной прессы, - говорит Михаил Мазуров, дивизиональный директор холдинга RNTI Media Group. - Сейчас люди получают СМИ бесплатно: телевидение, радио, Интернет, газеты. Им, нужна очень серьезная мотивация и потребность, чтобы дойти до ларька за платным печатным изданием. Если говорить о рынке печатных СМИ, то должны выживать нишевые издания, такие как глянец, типа каталогов «Под ключ» и «Семья». Они направлены на определенные секторы рынка и дают потребительскую пользу. Должны выживать бизнес-издания, но только с хорошим контентом и издания типа «PRO Города», то есть информационно-развлекательный формат с массовым распространением. Если смотреть на перспективу, то Интернет не заменит газеты, носящие информационно-рекламно-развлекательный характер. Аудитория не сможет уйти в Интернет и потреблять только его продукцию. Это нельзя рассматривать, как еду: пообедал и второй обед тебе не нужен. Информацию люди воспринимают по-другому.

Кстати, на одной из московских медиа-конференций Александр Оськин, председатель Правления Ассоциации распространителей печатной продукции, отвечая на вопрос «Умрут ли газеты?», категорично отвечал «нет».

- При Медведеве могли умереть, при Путине не умрут. Путин свою предвыборную программу опубликовал в 7 газетах, а не в Интернете. Он не ходит с планшетом подмышкой, в отличие от своего предшественника Медведева. В своей резиденции в Сочи он собирает ведущих главредов газет, а не Интернета.

Безысходность платной прессы

- Вопрос: «Убьет ли Интернет газеты?», - конечно, риторический, - рассуждает Наталия Попова, главный редактор RNTI Media Group. - Люди, которые имеют какое-либо отношение к СМИ, высказывают разные предположения. Оптимисты приводят известный факт: «Когда появилось кино, театр не умер! Газеты будут жить!». Пессимисты отводят газетам пусть не считанные дни, но годы. И они знают, что говорят. Тиражи платных СМИ с каждым годом падают все ниже. Я думаю, кому уж точно не жить, то это платной прессе. Я говорю о тех газетах, которые потребитель покупает в киоске или получает по почте.

По мнению Наталии Поповой, безысходность будущего платной прессы определяется несколькими причинами. Во-первых, современное подросшее поколение привыкло получать информацию бесплатно. Практически все мастерски написанные материалы качественной федеральной прессы имеют бесплатный вариант в Интернете. Те же, кто раньше любил и читал газеты, меняют привычки потребления. Благо современные гаджеты позволяют читать не только за письменным, но и за кухонным столом, на диване, в троллейбусе и на пляже. Во-вторых — это массовые гонения на киоски с печатной прессой. В больших городах их будто выкосили косой. Те же, кто выжил, например, в Казани, вынуждены попутно торговать горячим кофе и сигаретами. В третьих — это сокращение финансирования. Подписка падает, рекламодатель идет в бесплатную прессу, которая позволяет охватить большую целевую аудиторию.

- На плаву остались те, кого кормит правительство страны, области, города или олигархи. Последним просто «прикольно» иметь карманные, свои газеты. Медленно, но верно, чиновники режут бюджеты, а баре находят себе другие игрушки. Поэтому платная пресса постепенно становится бесплатной, - подводит итог Наталья Попова. - Особенно ярко мы видим это на примере ведущих федеральных и столичных СМИ. «Московский комсомолец» раздает свои выпуски у метро, «Деловой Петербург» предлагает в аэропортах, «Вечернюю Москва» теперь кладут во все почтовые ящики, а «Московские новости» дарят в ресторанах. «Бесплатная» уже давно не синоним слову «плохая». Ибо «плохая и бесплатная» приказала долго жить. Она не выдерживает конкуренции с халявной качественной и вкусной.

Пресса не согласна исчезать

Еще одна проблема, которая медленно, но верно убивает платную печатную прессу — ФГУП «Почта России». Главред «Комсомолки» в своем письме тоже жалуется на ухудшение ее работы с подписчиками. И сетует, что тренд вряд ли поменяется. Хлебнули горя в партнерских отношениях с «Почтой России» и вятские издания. Пока войну с почтовиками осмелился вести только «Вятский край».

Недавно на страницах издания появилась публикация главреда «Вятского края» Василия Смирнова, где говорилось, что еще в 2010 году почтовики предъявили им «счет» на 75,8 тыс. рублей «за транспортировку изданий от газетно-журнальной экспедиции до газетных узлов (подписчиков)».

- Оказывается, в тексте допсоглашения к нашему с Почтой договору связисты, что называется по-тихому, добавили пункт, касающийся новых тарифов по транспортировке периодических изданий. Нас он не насторожил, поскольку, как обычно, формулировка «периодические издания» (без уточняющего слова «подписка») всегда в наших документах означала розницу».

Суд, в 2011 году встал на сторону издания. Сейчас связисты снова хотят взыскать с газеты более 1,5 млн рублей за якобы имеющуюся задолженность.

- Защищая себя и газету от прямых поборов Почты, мы боремся за интересы всей региональной прессы. Может у каких-то изданий есть хозяева, спонсоры или они получают бюджетную поддержку, поэтому им не так важно, сколько заплатить: 40 или 140 тысяч рублей. А для нас это очень важно. Нам тяжело дается каждая копейка, - говорит Василий Смирнов, главред «Вятского края». - Прецедентов по стране, когда пресса выигрывает судебные разбирательства у «Почты России» не так много, но они есть. Например, одержали победу «Калининградская правда», «Саратовские вести», сейчас в Ярославле суд идет. Нам не так важно просто выиграть суд и все. «Почта России» должна выполнять свою функцию — доставлять газеты своевременно. «Вятский край» пятиразовая газета, будьте добры пять раз доставляйте. У нас бывает, что пятничный номер приносили в среду следующей недели. И кому она была нужна? «Почта России» получает от государства два с лишним миллиарда рублей дотаций, и еще хочет, чтобы ей платили заново.

К слову, в прошлом году «Вятский край» лишили статуса официального публикатора законодательных актов Кировской области. Что не могло не отразится на прибыли издания. Тогда правительство посчитало некорректным публиковать официальную информацию в стороннем СМИ, при наличии правительственного холдинга «Вятинфо».

Какие форматы выживут

Пока платная пресса переживает не лучшие времена, бесплатные газеты на рынке чувствует себя гораздо более уверенно.

- Бесплатную прессу можно поделить на несколько составляющих: полностью рекламные печатные издания и информационно-рекламные типа «PRO Города», - рассказывает Михаил Мазуров. - В этом отношении чисто рекламные издания становятся не очень интересны, и по-тихоньку вымирают. Людям интересно получать бесплатную прессу только в том случае, если она дает им сведения информационно-развлекательного прикладного плана. Если говорить о бесплатных газетах типа бизнес-изданий, то по большому счету они должны быть востребованы. Тут проблема в регионах, так как чаще всего в такого рода изданиях страдает контент. Сама идея сделать бизнес издание – правильная, это хорошая ниша. Изначально, когда холдинг RNTI Media Group сделал ставку на бесплатные СМИ, то очень мощно выиграл. С 2009 холдинг открыл 30 СМИ под своими брендами в 12 городах страны.  Ведь в регионах не часто встречаются мощные издания, типа «PRO Города», в основном это местные газеты, которые поддерживаются государственными структурами.

Navigator-kirov.ru