В России ситуация не лучше. Хотя "игрушки"-проекты у СМИ отличаются. Если бесплатные газеты наподобие "Ва-Банка" скупают в регионах по хорошим ценам региональные новостные порталы (и даже завели отдельную дочку под цифровые медиа — Hearst Shkulev Digital) c:
И политика массовых бесплатных газет понятна, т.к. у них конкуренция между собой за новости вытесняется в интернет и социальные сети. Им важна аудитория для рекламодателей, а не доходы от чтения материалов.
Хотя британский таблоид Sun пошел по другому пути и вводит платный доступ к своему сайту в этом году.
В 2012 году российские газеты и журналы повысились в цене на 12% (по данным Ассоциации распространителей печатной продукции). Подорожание изданий связано с падением тиражей за последние два года, когда они снизились на 3-7%. Эксперты рынка печатной продукции считают нормой остаток в 14% тиража, т.к. его можно оставить "про запас" и использовать в подписке или каких-то акциях (нужно четкое планирование и не долгий временной разрыв, а то будет как на одной московской конференции, где раздавали деловые журналы полугодовой давности). В третьем квартале 2012 года 14% напечатанного тиража трех крупных газет ("Аргументы и факты", "Жизнь" и "Комсомольская правда") оказались нереализованными. А некоторые издания наращивают тираж, например журналы "Итоги" и "Коммерсантъ-Власть".
У платных газет появились свои игрушки — деловые онлайн тв-каналы. И для большинства даже крупных игроков это заканчивается печально (закрытие "Коммерсант-ТВ", "Эксперт-ТВ" и т.п.).
В той же Самаре ряд новостных порталов пытаются создать ТВ-контент и называют это онлайн-тв, но при низком трафике и ориентацией на pr-бюджеты в политических баталиях, фактически не выйдут из стадии "рождения проекта".
Забавным выглядит ситуация с "Комсомольской правдой" — газетой лидером желтушной прессы в стране:
Цитата: Из-за убытков "Комсомольская правда" сократит число ежедневных выпусков в регионах и на треть снизит фонд оплаты труда местных редакций. Сейчас издательский дом теряет на ежедневных выпусках в регионах 250 млн руб. в год, еще столько же — на своей радиостанции и телеканале. Закрывать радио и телеканал Сунгоркин считает неправильным: это "перспективное направление", которое через пять лет должно давать "устойчивую прибыль". Сократить убытки газеты в регионах он рассчитывает за счет отмены выпусков по понедельникам, четвергам и субботам — это должно дать экономию в 25 млн руб. ежегодно — и сокращения редакции на треть (еще 50 млн руб.). В оставшихся выпусках будет больше страниц, больше журналистских текстов, поэтому рекламу в них можно будет продавать дороже, рассчитывает гендиректор издательского дома.В части регионов (например, в Омске и Ярославле) газета вообще откажется от розничных продаж и перейдет на бесплатное распространение, логистика которого гораздо дешевле.
Вот полный текст "опусов" Сунгоркина (про сокращение персонала и т.п.). Причем заголовки в региональных СМИ говорят о многом — "Комсомольская правда" в ближайшее время начнет массовые сокращения" (якобы начнут с Екатеринбурга). Генеральный директор жалуется на "сокращением розничной сети по продаже прессы и все большим влиянием чиновников на местные СМИ". Но при этом повторяет типичную "ошибку инвестора" — "почти выиграл".
Ситуация, когда вложенные средства и усилия в проект делают сложным его закрытие, даже если он затягивается или не дает нужных результатов. Это связано с биохимией человеческого мозга — мы получаем такое же удовольствие от 90% проекта, как от 100%. Мозгу нет разницы — удался проект полностью или нет. Так и в случаях с инвестициями — когда нужно "резать косты" (расходы и закрывать убыточных "собак"), инвесторы начинают за счет основных проектов ("коров" или "звезд"), которые генерируют прибыль, спасать свои "детища", которые "нельзя закрывать".
"Коммерсантъ" быстро одумался и сам закрыл свое ТВ, хотя для этого им понадобился новый топ-менеджер со стороны. ИД "Эксперт" вывел активы и кинул сотню сотрудников на зарплату за квартал. А что делает "Комсомольская правда"?
Оставляет ТВ-активы, как есть и начинает резко сокращать в два раза выходы в печать, персонал редакций газет и т.п. Это при том, что самарские новости от КП на их сайте постят студенты-заочники и уровень зарплат там не очень высок.
Лично мне кажется, что "КП" совершает большую ошибку и результаты будут видны через год или два. Хоть у них не деловое ТВ, а больше развлекательно-информационный, итог, как мне кажется, будет один и тот же. Не говоря у же о "нейминге" канала, который точно ассоциируется не с интересным ТВ.
И в этом плане политика "Ва-банка" Шкулева куда понятней — уход в интернет к новым читателям, без создания ТВ-канала не понятно для кого:
Цитата: Уменьшается и аудитория газет, прежде всего ежедневных, указывает еще на одну проблему Шкулев: старые читатели вымирают, молодое поколение не приходит, а читатели среднего возраста переходят на другие форматы, чаще покупают журналы, смотрят телевизор, осваивают интернет.Поживем и увидим, а пока запасемся попкорном.